VIII Международная конференция студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 2010" (секция ПСИХОЛОГИЯ)

Вернуться на главную страницу

Ширыбанова С.В.

К вопросу о лидерстве в юношеском возрасте

Нижегородский Государственный Педагогический Университет

"Существование лидерства легко признать, трудно описать, еще труднее использовать на практике и уже невозможно создать это качество в других" - писал директор Центра креативного лидерства Д. Кэмпбелл. Сегодня проблема лидерства является актуальной в силу того, что общество, современная ситуация предъявляют все новые требования к личности. Можем ли мы способствовать развитию личности активной, инициативной, с лидерскими способностями? Кто они - лидеры сегодняшнего дня?

В январе 2001 г. НРО "Единство" в рамках программы "Поколение 2003 года" организовало лагерь-семинар "Лидер ХХI века", в котором приняли участие более 100 15-16-летних юношей и девушек Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Отбор подростков производился администрацией школ, исходя из собственных представлений о лидерстве. Главная цель лагеря-семинара - социализация лидерских качеств и реализация организаторских способностей подростков, что было отражено в содержательном плане программы.

С целью выявления личностных особенностей лидеров юношеского возраста мы рассмотрели рисунки "Я в общении" и данные полученные в ходе наблюдения при проведении ролевых игр. Мы проанализировали рисунки "Я в общении" 37 подростков, из них 23 девушки и 14 юношей. В ходе анализа обращали внимание на следующие моменты: включение в рисунок фигур Других, ориентация на взаимодействие, изображение общей деятельности, расположение фигуры "Я" по отношению к Другим. Эти моменты рассматривались как индикаторы социальной компетентности, социального интереса, которые являются важными характеристиками лидера. При введении гендерного фокуса в анализ рисуночных данных были получены интересные результаты. 30% девушек и 21% юношей используют в рисунке геометрические фигуры; в ролевых играх они отличались оригинальностью, креативностью и сенситивностью. 30% девушек рисуют круг, который в соответствии с психогеометрической системой С. Деллингер рассматривается как символ коммуникативности, эмпатии, направленности на людей. Примечательно, что лишь 7% юношей изобразили также круг. Они рисовали фигуру зигзага (7%), который символизирует креативность, и квадрата (7%) - настойчивость , упорство, трудолюбие.

В рисунках с использованием человеческих фигур можно выделить следующие категории:
1. Фигура "Я" размещена в центре других людей - 26% девушек и 21% юношей;
2. Непосредственный контакт "Я" и Других (изображается телесный контакт, общая деятельность, фигура "Я" находится на одном уровне с Другими) - 13% девушек, 29% юношей.
Подростки этих категорий в ролевых играх демонстрировали уверенное поведение, коммуникабельность, сотрудничество, направленность на других, стремление реализовать себя. Таким образом можно говорить об их социальной включенности и выраженности социального интереса.
3. Фигура "Я" дистанцированна и отчужденна от Других - 17% девушек и 29% юношей;
4. Изображается только фигура "Я", Другие в рисунок не включаются - 13%девушек.

Рисуночные данные свидетельствуют, что среди девушек больше лидеров с выраженным социальным интересом, социально включенных, больше конструктивных, демократических лидеров - 69% , тогда как среди юношей 50%. 50% юношей и 30% девушек в рисунках отражают социальную невключенность, отчужденность. Данные, полученные в ходе исследования, с одной стороны, характеризуют лидеров юношеского возраста, с другой сторон, позволяют говорить о том, кого педагоги, выступавшие в качестве экспертной группы, видит лидерами. Полагаем, что выбор асоциальных подростков, находящихся вне социального контекста связан с неопределенностью критериев отбора лидеров. Выявленные противоречивые и неадекватные представления педагогов о лидерстве связаны возрастными стереотипами и отсутствием единой обоснованной теории лидерства.

Наверх