VIII Международная конференция студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 2010" (секция ПСИХОЛОГИЯ)

Вернуться на главную страницу

Федунина Н.Ю., Шувалова Н.Ю.

Фактор продуктивности в процессе занятий ребенка на компьютере

Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

В данной статье обсуждается опыт работы с детьми 9-11 лет по программе "Виртуальное проектирование", проводимой авторами в Социальном Центре "Развитие" (г. Москва). Работа ведется с использованием компьютера (текстовый редактор Word, графический редактор Paint, демонстрационная программа Power Point) индивидуально и в группах по 2-3 человека. Кроме того, проводятся специальные общие занятия с целью обсуждения хода работы или для подготовки к представлению своей работы (к ее "презентации"). Каждый ребенок работает над своим "проектом", то есть выполняет работу на интересующую его тему под руководством взрослого, а затем представляет ее перед детьми и родителями.

Как особенно подчеркивал французский психолог П. Жане, целостное действие имеет трехсоставную структуру: начало, продолжение, завершение. Это очень удобная схема для осмысления того, что происходит с ребенком в процессе занятий, с какими трудностями он сталкивается.

Несмотря на то, что начало связано обычно с энтузиазмом, интересом, мотивационным подъемом, его характеризует и другое: у детей с повышенной тревожностью наблюдаются опасения, возникает страх, что они не смогут сделать работу "как надо", что "кому-то не понравится", что у них не получится. На этом этапе важно помочь ребенку сформулировать задачу (иногда выбрать, иногда конкретизировать), хотя область возможностей, безусловно, задается самим ребенком. Новые действия обычно содержат древнюю часть, схожую с имеющимися уже действиями, и новую - психологическое изобретение, требующее большого вложения сил. При этом мы стремимся к тому, чтобы ребенок чувствовал и понимал, чем он занимается (например, одна девочка создает свою книгу, которую потом подарит своим друзьям, другая - делает работу о своих друзьях, которых она уже давно не видела). Этому способствует совместный со взрослым выбор темы, согласно интересу, обсуждение и поиск того, что именно привлекает ребенка и т.д.
Но вот, начало положено, а конца не видно. Возникает масса трудностей, искушение бросить, начать что-нибудь другое, полегче и интереснее. Например, многие операции (набор текста, оформление слайда и т.д.) еще не автоматизированы, то есть остаются в течение длительного времени на уровне действий, поэтому отнимают у ребенка много времени и сил, требуют терпения. При этом хочется поскорее получить ощутимый, реальный результат. Необходимо учитывать нетерпение, свойственное ребенку в 9-11 лет, а также то, что детям в данном возрасте трудно распределять свои усилия во времени, трудно стремиться к отсроченной цели. То есть, важно помнить о временной характеристике действия, его длительности и темпе осуществления. Длительность действия, по Жане, связана с возможностью усилия. Поэтому и время работы над проектом задается во многом самим ребенком, исходя из его возможностей продления действия. Проектные задания могут быть различными по времени, в том числе довольно продолжительными, но обязательно с промежуточными "конечными станциями", чтобы был виден "предел".

И начало, и продолжение - чрезвычайно важные фазы развития действия, но в этой небольшой работе мы бы хотели более подробно остановиться на последней, то есть на стадии завершения. Ребенку чрезвычайно важно чувствовать, видеть конечный продукт своей деятельности, более того, ощущать его "ненапрасность". В чем это может выражаться? В некотором практическом выходе - представлении своей работы другим детям, осуществлении практических действий, представленных и разработанных в проекте (например, как усовершенствовать попугайскую клетку, находящуюся в клубе, где проходят занятия). По отношению к проектам познавательного характера таким выходом может быть небольшая лекция, касающаяся впечатлений, переживаний - некоторое театральное действо. Форм может быть много, и ищутся они обычно в совместном обсуждении внутри рабочей группы. Когда работа уже почти готова, ребенок рассказывает о ней, говорит о том, как, по его мнению, было бы эффектно ее представить, как заинтересовать других детей. Этап подготовки к представлению работы, таким образом, выделяется как отдельная стадия, в процессе которой не только ищутся формы представления работы, но изменяется и сам проект, его смысл для ребенка.

Кульминацией является представление работ в присутствии родителей и других детей (для анализа материала "презентации" записываются на видео). Во многих проектах, включающих театральные моменты, участвуют несколько детей, так что им не так страшно выступать перед аудиторией. При этом ребенок также получает опыт работы в команде, опыт оказания и опыт получения помощи, поддержки. Публичное представление своего проекта имеет важный психологический смысл: во-первых, у ребенка появляется задача донести свою работу до другого человека, заинтересовать ею и даже в некоторых случаях защитить ее; во-вторых, сам он, в свою очередь, получает обратную связь от слушателей, социальное одобрение и осознание интереса к тому, что он делает, поддержку, информацию по теме проекта, появляется чувство успешности, переживание собственной значимости, компетентности, а также другой взгляд на свою деятельность. Эта обратная связь является крайне важным условием продуктивности всей работы в целом.

Для завершения действия (цикла работы ребенка над одним проектом) проводится обсуждение работ, полученной детьми на презентации обратной связи, просмотр видеозаписи. Такое совместное обсуждение помогает ребенку выделить ключевые точки, способствует осознанию структуры проделанной работы и формированию целостного образ результата (продукта), который во многом определяет дальнейшую деятельность ребенка. На данном этапе дети овладевают умением дать обратную связь о работе другого, то есть учатся видеть и сообщать о достоинствах проекта и о неиспользованных возможностях по осуществлению работы и ее представлению. При этом у самого ребенка, в свою очередь, также формируются средства адекватного осмысления и оценки уже своей работы, предполагающие возможность видения плюсов и минусов.

Аннотация к статье
"Фактор продуктивности в процессе занятий ребенка на компьютере"
Федуниной Н.Ю. и Шуваловой Н.Ю.

Статья посвящена проблеме построения курса по овладению детьми компьютерными технологиями. Авторы обсуждают пути преодоления стереотипов в работах детей, способы организации поиска детьми новых решений встающих перед ними задач. Также рассматривается роль обратной связи ребенку о проделанной им работе для построения целостного образа результата (продукта) и влияние этого образа на дальнейшую продуктивность деятельности детей.

Наверх